История

ХРАМ ПРЕПОДОБНОГО ПИМЕНА ВЕЛИКОГО (ТРОИЦЫ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ)

 в Новых Воротниках, что в Сущеве. Москва.

История

Один из величайших представителей древнего монашества, преподобный и Богоносный отец наш Пимен Великий родился около 340 года в Египте. С раннего детства преподобный выразил особенное расположение к монашеству как к духовной науке, как к науке из наук. Совсем еще молодым юношей с двумя своими братьями он ушел в один из монастырей в египетской пустыне Скитос, где все трое приняли иноческий постриг в 356 году. Проводя время в строгом посте и молитвенных подвигах, преподобный  достиг такой высоты добродетелей, что вошел в совершенное безстрастие.
Для многих иноков авва Пимен был духовным наставником и руководителем. Для назидания себя и других они записывали его наставления, полные глубокой мудрости и облеченные в простые, доступные всем формы.

Авва Пимен говорил: «Человеку необходимо соблюдать три главных правила: бояться Бога, часто молиться и делать добро людям. Злоба никогда не уничтожит злобы; если кто тебе сделал зло, сделай ему добро, и твое добро победит его злобу».
Изречения аввы Пимена, его образ мыслей всегда всеми святыми иноками признавались драгоценным, бесценным сокровищем, духовным заветом и наследием православному монашеству.

 Прославившись святостью своей жизни и глубокой назидательностью своих поучений, имея около 110 лет от рождения, египетский пустынник скончался ок. 450 г. Вскоре же он был признан святым угодником Божиим и в знак великого смиренномудрия, скромности, правдивости и самоотверженного служения Богу получил наименование Великий.

Жизнь преподобного Пимена Великого, его служение людям являют нам яркий пример духовной красоты и величия православного подвижничества IV – V веков.

Память преподобного Пимена Великого Церковь празднует 27 августа (9 сентября н. ст.)

Тропарь  преподобному Пимену Великому, глас 8:

Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, и был еси светильник вселенней, сияя чудесы, Пимене, отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Завещанное преподобным Сергием Радонежским, святым «игуменом земли Русской», почитание Святой Троицы стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности. В старину на Руси  возводилось множество храмов и обителей во имя Троицы Живоначальной «чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего».

В дореволюционной златоглавой Москве, среди её древних святынь насчитывалось около пятидесяти Троицких церквей. Однако некоторые их них были названы не по посвящению главного Троицкого престола, а по имени святого, во имя которого был освящен один из церковных приделов – два Сергиевских, два Никольских… и два Пименовских храма, старый в Старых Воротниках и новый в Новых Воротниках, что в Сущеве.

 По милости Божией, под Покровом Пресвятой Богородицы, молитвами преподобного Пимена Великого и под Первосвятительским омофором Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II  храм и приход преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках и ныне продолжает свое служение во славу Божию, в лоне Русской Православной Церкви.

Начало истории этого храма относится к середине ХVII века. Основание ему было  положено в 1658 году, в царствование государя Алексея Михайловича (1645-1676) при Патриархе Никоне (1652-1666). Время не сохранило имен основателей храма, однако известно, что построен он был слободой воротников – особого отряда ратных людей, охранявших воротные (т.е. проездные) башни крепостных стен Москвы в XIV-XVII веках.

Воротники были частью постоянного гарнизона крепости и относились к разряду служилых людей «пушкарского чина», т.к. в широкий круг их обязанностей входило обслуживание имевшейся при крепостных воротах артиллерии. Основной же обязанностью воротников было несение постоянной караульной службы у крепостных ворот, запиравшихся на ночь, хранение ключей от них и защита их при нападении врагов, а также выполнение некоторых технических функций, т.к. воротные башни средневековой крепости были весьма сложным инженерным сооружением, требующим определенных технических навыков.

Жили воротники закрытыми слободскими поселениями сначала у башен Кремля, а затем у ворот Белого города, в Земляном городе. Они имели земельные наделы, могли заниматься огородничеством и разными ремеслами, но всегда должны были быть готовы на государеву службу. Вступавший в воротники «приводился к вере» (т.е. к присяге): «Будучи в той воротничьей службе, всякую его государеву службу служить и на карауле стоять, где по наряду указано будет, со своею братиею в равенстве».

При государе Алексее Михайловиче «тишайшем» древняя столица переживала бурный рост и развитие. Возводилось множество новых каменных храмов и палат, перестраивались старые церкви, умножались их святыни. Но частые пожары снова и снова опустошали город. Страшной бедой обернулась для Москвы и её жителей эпидемия чумы 1654 года и сопутствовавшие ей пожары. Болезнь унесла жизни многих тысяч москвичей, а огонь уничтожил большую часть деревянного города. Необходимость усиления противопожарных мер с изменением структуры заселения разраставшейся столицы стала к этому времени особенно острой.

По царскому указу бóльшая часть слобод, располагавшихся в густо заселенном Земляном городе, выводилась за его пределы, в ближайшие пригороды. Так, в 1658 году слобода воротников, располагавшаяся между Тверскими и Дмитровскими воротами, переселилась чуть севернее, в старинное окраинное село Сущево, где образовалась Новая Воротниковская слобода. Здесь, в живописном месте, на берегу большого красивого пруда новоселы сразу  выстроили себе деревянную церковь с главным престолом во имя Живоначальной Троицы и приделом в честь преподобного Пимена Великого, которого воротники издревле почитали своим Небесным покровителем.

Новая церковь почти в точности повторяла уже имевшуюся у воротников на их прежнем месте старую Троицкую церковь, которая также имела Пименовский придел, и которая (согласно сохранившимся документам) была «перенесена» ими «со старого места», по-видимому от стен Кремля, к Тверским воротам еще в 1493 году (в связи с расширением Кремля и строительством новых кремлевских стен в 1485-1516 гг.). Таким образом, у стражей московских ворот возникло две святыни – два одноименных храма, в просторечии именуемых «Пимен Старый» и «Пимен Новый» – два свидетельства особого почитания этими служилыми людьми великого египетского аввы, наставника монашествующих, учителя смирения и послушания.

В чем же причина такого почитания этого святого московскими воротниками? Когда затеплилась первая лампада в возведенном ими в его честь храма? По мнению многих историков, ответ на эти вопросы следует искать в описаниях трагических событий 1382 года, когда ордынский хан Тохтамыш, после безуспешной трехдневной осады Москвы, укрепленной новой белокаменной крепостной стеной, обманом заставил доверчивых москвичей отворить городские ворота, ворвался с войском в город и полностью разорил его. Уцелели только крепкие, белокаменные крепостные стены и башни. Случилось это, как свидетельствует летопись, 26 августа вечером, в канун дня памяти преподобного Пимена Великого, празднуемого Церковью 27 августа (9 сентября по новому стилю). В течение одного года столица была заново отстроена и заселена; видимо к этому времени и относится возведение защитниками московских крепостных ворот первого Пименовского храма у стен Кремля.

Созидание храма Божия есть не только факт истории, но прежде всего факт жизни духовной. Поэтому очевидно, что посвящение преподобному Пимену Великому придела возведенного воротниками храма явилось свидетельством глубокой и неразрывной связи в Церкви всех святых, просиявших от древности до наших дней во всех землях и во всех народах. Верующие люди на Руси всегда любили молиться самым великим и строгим подвижникам древности, светильникам Божиим первых веков христианства, обращаясь к ним за молитвенным предстательством и в радости и в скорби.

Два храма, старый и новый,  долго жили рядом, на расстоянии менее одной версты друг от друга, как два духовных брата, старший и младший. Оба были любимы прихожанами, оба неоднократно перестраивались, поновлялись и благоукрашались.

В 20-30-е годы  XX века – годы гонений и богоборчества – «Пимен Старый»  разделил судьбу многих московских святынь.  В начале 1920-х годов  храм был закрыт, а в 1932 г. разрушен. Уцелевший по милости Божией «Пимен Новый» стал его «духовным восприемником».

Новая деревянная Пименовская церковь простояла недолго – сгорела при пожаре 1691 года. По благословению Патриарха Адриана она была выстроена вновь в 1696-1702 гг., но уже в камне, и освящена в 1702 году с теми же престолами – главным Троицким и приделом во имя преподобного Пимена Великого. Архитектурный облик новой каменной церкви был характерен для конца XVII  века, периода «московского барокко». Это был простой одноапсидный храм, «восьмерик на четверике», завершенный  восьмигранным глухим  барабаном с небольшой главкой, с одним южным приделом и трапезной, к которой с запада примыкала невысокая колокольня.

В  XVIII столетии, с переводом столицы на берега Невы и с потерей военного значения московских укреплений, воротники стали профессионально невостребованными и оказались на положении обычных городских жителей. Постепенно стал исчезать и слободской уклад с однородным населением. Наиболее предприимчивые  из слобожан уходили в вольные торговые промыслы, пополняя купеческое сословие. Так, постепенно прихожанами  «Нового Пимена» становились обычные горожане разных сословий – рабочий люд и мещане, «благородные» и купцы, крепостные крестьяне и вольноотпущенные, служащие разных заведений и военные. По данным «Древней Вивлиофики»  в 1722 году в приходе насчитывалось 170 домов. Благочестивым попечением состоятельных прихожан храм неоднократно поновлялся, перестраивался и благоукрашался.

В 1760-1770 годы была значительно расширена трапезная. Тогда же была возведена новая колокольня, которая была вновь перестроена во второй половине XIX столетия.

В период с 1796 по 1806 гг. был устроен, а в 1807 г. освящен второй, северный придел во имя Владимирской иконы Божией Матери. О создании этого придела сохранилось благочестивое предание, по которому однажды, на месте строительных работ по расширению трапезной, игравший слепой мальчик прозрел, после того, как поднял с земли какой-то предмет и потер глаза рукой, державшей этот предмет. В руке своей прозревший мальчик увидел высеченную в камне маленькую икону Божией Матери, Её Владимирский образ. Во имя этой иконы и был освящен второй придел в память совершившегося от нее чуда. А иконочка эта долгое время хранилась в храме и еще в начале XX века находилась на специальном аналое за солеей, против иконы преподобного Пимена, среди других святынь храма. Дальнейшая судьба этих святынь и каменной иконки неизвестна. Ясно только, что их исчезновение связано с событиями периода богоборчества.

Так, через посвящение нового придела Владимирской иконе Божией Матери – патрональной иконе града Москвы – в духовной истории Пименовского храма соединились события русской церковной истории конца XIV века. Ровно через 13 лет после упомянутого Тохтамышева разорения Москвы, в тот же день 26 августа, но уже 1395 года, произошла встреча московским духовенством во главе со святителем Киприаном (†16 сент.) чудотворного образа Богородицы, принесенного из Владимира в столицу. Москвичи со страхом ожидали нападения полчищ Тамерлана, готовясь постом и молитвой «встретить гнев Божий в душевной и телесной чистоте». На этот раз предстательством Заступницы Усердной город был спасен – грозный завоеватель отошел от Москвы в тот самый день и час, когда произошло торжественное «сретение» чудотворной иконы.

По прошествии почти шести столетий, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери 21 мая (3 июня н.ст.) 1971 года, по благословению Царицы Небесной была совершена интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси  Пимена, юношей принявшего в монашеском постриге имя и Небесное покровительство преподобного Пимена Великого.

Вскоре после сооружения Владимирского придела храмовая территория была обнесена фундаментальной оградой с воротами, выполненными в барочном стиле. Эта ограда почти полностью сохранилась до наших дней. К северу от храма находился церковный погост.

Во второй половине XIX столетия возникла необходимость значительного расширения храма. В прошении от 16 мая 1879 г., подписанном настоятелем храма  протоиереем Александром Никольским (1813-1885), старостой и приходским советом, сообщалось, что церковь «оказывается по числу прихожан весьма тесною». По проекту архитектора Д.А. Гущина, в 1881-1882 гг. были  удлинены на восток оба придела, полностью перестроены алтарные апсиды, в результате чего иконостасы всех трех алтарей вышли на одну линию. Были поновлены росписи и внешняя отделка храма, добавлены новые элементы барочного декора в духе позднего XVII века. Фасады церкви получили при  этом новое декоративное оформление, выдержанное в духе эклектики,  воспроизводящей формы «русского стиля» и «московского барокко». Теперь, по словам современников, когда-то «тесная и довольно мрачная церковь» стала одним из «обширнейших храмов Москвы, отделанных с истинно изящным великолепием».

Освящение расширенного и возобновленного храма было совершено в день памяти преподобного Пимена Великого, 27 августа 1883 года, Высокопреосвященным Иоанникием (Рудневым , † 1900), митрополитом Московским и Коломенским (1882-1891), впоследствии митрополитом Киевским и Галицким. В том же году, 15(28) мая, Священное Таинство Коронования на Царство Русское принял Император Александр III Александрович по окончанию траура по убиенному державному отцу. Памятником этим двум событиям служат необыкновенной красоты священные хоругви, по сей день с благоговением хранимые в Пименовском храме.

К этому  времени  при храме уже было открыто приходское Попечительство для помощи бедным, которое «помимо временных пособий неимущим, немалому числу осиротевших семейств выдавало пособия ежемесячно по три, пять, восемь, и при особой нужде более рублей…», как сообщалось в Московских Церковных Ведомостях (1883, № 38).

Через десять лет начался следующий этап строительных работ. По новому, утвержденному в 1892 г. проекту, автором которого был архитектор А.В. Красильников, храм значительно распространялся на запад. Все работы производились на средства жертвователей и прихода. Так, к лету 1893 г. храм был увеличен в длину за счет распространения трапезной на запад, для чего пришлось засыпать пруд. Был перестроен первый ярус колокольни и пристроена паперть с небольшими шатровыми палатками по бокам. В результате приделы стали еще просторнее, а оба восточных столба колокольни оказались внутри храмового пространства.

Храм приобрел тот внешний вид и те размеры, которые сохранились до наших дней. Максимальная длина его составила 45 метров, ширина около 27 метров, общая площадь (без солеи и алтаря) около 600 квадратных метров, что позволяет вместить на праздники до 4000 богомольцев.

После завершения работ по расширению храма, в 1897 году было начато обновление его внутреннего убранства. Приходской совет во главе с настоятелем, о. Василием Славским (1842-1911) и старостой, купцом С.С.Крашенинниковым, принял решение использовать в качестве образца эскизы росписей Свято-Владимирского Собора в Киеве, выполненных к 1896 г. лучшими мастерами своего времени – В.М. Васнецовым, М.В.Нестеровым, М.А.Врубелем, П.А.Сведомским, В.А.Котарбинским и др. Главная роль в создании храмовой росписи Владимирского собора принадлежала В.М.Васнецову, основоположнику особого «русско-византийского стиля» в живописи.

Идея преемственности русского православия от Византии, включенности русской Церкви в историю Вселенского православия легла в основу программы создания нового внутреннего убранства Пименовского храма. Автором проекта и руководителем работ был назначен признанный мастер «русского модерна», выдающийся архитектор Ф.О.Шехтель (1859-1926).

Обратившись к возможностям византийского стиля, Ф.О.Шехтель создал проект, по которому  группой талантливых мастеров (П.А.Баженовым, росписи; И.А.Орловым, резьба; А.Кузмичевым, ризы на иконах; и др.) за десять лет работ был выполнен один из лучших храмовых интерьеров, созданных в Москве на рубеже XIX-XX  веков, отличавшийся необыкновенным величием, гармонией и красотой. Таким он, благодарение Богу, сохранился и до наших дней.

Иконостасы всех трех смежных между собой алтарей были объединены в единый двухъярусный ансамбль, выполненный в византийском стиле из белого итальянского мрамора. При всей своей обширности и нарядности декора, иконостас поражает строгим изяществом и чистотой своих линий. Его великолепная резьба (работа И.А.Орлова) воспроизводит раннехристианскую, византийскую духовную символику. Мраморный декор включает растительный орнамент, пальмовые ветви – символ Царствия Небесного, «Чашу спасения», разные формы креста, хризмы, «альфа и омега», гроздья винограда и побеги виноградной лозы. Арка центрального иконостаса увенчана крестом в виноградной лозе – символом Воскресения Христа и жизни вечной. Бронзовые с позолотой решетчатые Царские Врата, прекрасно гармонирующие с белым мрамором, открывают вид на запрестольные образы росписи алтаря. Над иконостасом как бы парит огромный величественный Васнецовский образ Царицы Небесной, словно шествующей по облакам с Богомладенцем на руках навстречу молящимся.

Стены и своды храма украшают росписи, выдержанные в русско-византийском стиле. Под сводами―18 сюжетных композиций (включая запрестольные и иконостасные) на евангельские темы; на стенах и столпах –120 ростовых иконописных образов святых, «человеков Божиих», служивших Господу в земной жизни во имя жизни Небесной. Росписи всех трех алтарей посвящены, в основном, святым первых веков христианства – египетским подвижникам, святителям, преподобным, учителям Церкви и исповедникам веры Христовой. В главном куполе – изображение Спаса Вседержителя (Благословляющего) в окружении хора ангелов. В левой руке Спасителя Евангелие, где золотом горят слова «АЗЪ ЕСМЬ СВЕТЪ МIРУ».

В росписи храма присутствуют и декоративные элементы русско-византийского стиля – растительные узоры и ленточный орнамент, который  «поддерживает» живопись, собирает все ее детали воедино. В лентах орнамента – строки из Евангельских текстов и молитвословий.

О «деле спасения нашего» повествуют и  живописные композиции на Евангельские темы и образы святых апостолов, мучеников, святителей, преподобных, благоверных князей и святых жен, подвигом веры прошедших чрез дверь храма земного в Святилище вечной Славы Божией. В этих образах – вся история Православия, все порывы духа, ищущего подвига и правды. Живопись храма в целом – и по византийской стилистике, и по сюжетам, и по составу изображений святых – придает его внутреннему убранству величественный, вселенский характер и наполняет его необыкновенной гармонией и красотой.

Освящение обновленного и благоукрашенного храма совершалось поэтапно, по мере выполнения работ. Пименовский придел был освящен 22 января 1900 года. Через семь лет, 27 декабря 1907 года, был освящен главный Троицкий храм и придел в честь Владимирской иконы Божией Матери. Освящение и литургию совершало местное духовенство при большом стечении молящихся.

Революционные потрясения XX столетия разрушили многовековой православный уклад жизни всего русского народа. В страшные годы террора и воинствующего безбожия были закрыты, разорены и уничтожены многие православные обители и храмы. «Пимен Старый» был закрыт одним из первых, а в 1932 году его снесли. Молитвами преподобного Пимена Великого и его небесным покровительством Ново-Пименовский храм оставался действующим, хотя дважды, в 1932 и 1934 годах, существовала серьезная угроза его закрытия и даже сноса.

 В апреле 1922 года храм подвергся ограблению, официально именовавшемуся «изъятием церковных ценностей». Всего было «изъято» 12 пудов 38 фунтов 48 золотников золотых и серебряных изделий. Были также сняты колокола. Отец Михаил Стеблев, настоятель храма с 1911 по 1923 г., много сил положивший на благоукрашение дорогого ему храма, не смог перенести его разорения. Пожилой человек с уже подорванным здоровьем, он вскоре тяжело заболел и скончался.

При новой власти, открыто заявлявшей о своих богоборческих устремлениях, верность Богу и Церкви значила исповедничество. Церковная жизнь в эти «окаянные дни» носила жертвенный характер. Обычные заботы по обеспечению жизни храма были своего рода подвигом. Участие в богослужении клириков и мирян сопряжено было с ежедневной и ежечасной опасностью ареста.

С 1923 по 1936 г., в самый тяжелый период открытых гонений и церковной смуты, храм преподобного Пимена Великого в Новых Воротниках оставался оплотом православия. Сюда приходили многие православные верующие из закрытых властями или захваченных обновленцами храмов. Настоятелем храма с 1923 по 1936 г. был протоиерей Николай Бажанов (1890-1959), сумевший вызвать к жизни угасавший было приход и тщательно оберегавший его от влияния обновленцев. Вместе с отцом Николаем трудились верные сыны Матери-Церкви – протоиерей Владимир (Соколов), пресвитер Иоанн (Плеханов) и диакон Алексий (Протопопов), которые закончили свой земной путь мучениками за веру Христову и Церковь и были впоследствии прославлены в лике святых Русской Православной Церкви.

Протоиерей Владимир Соколов, священномученик (†1940), окончил в 1904 г. Московскую  Духовную Семинарию и с 1907 г. служил в Пименовском храме псаломщиком. В 1924 году отец Владимир был рукоположен во иерея в этом же храме, затем возведен в сан протоиерея, и продолжал служить до 1936 г.

Пресвитер Иоанн Плеханов, священномученик (†1938), был рукоположен во иерея к Пименовскому храму в 1925 г. До этого отец Иоанн служил диаконом в Троицкой церкви Троицкого Патриаршего подворья на Самотеке после рукоположения его во диакона в 1920 году Святейшим Патриархом Тихоном (Белавиным, † 1925), при котором он служил поваром с 1917 года. Отец Иоанн был одним из самых верных и преданных св. Патриарху Тихону людей в его окружении и продолжал нести послушание повара, будучи уже в диаконском сане, до самой кончины Святителя. В 1923 г. отец Иоанн был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и несколько месяцев находился в Бутырской тюрьме, но был освобожден за «не доказанностью преступления». После кончины Патриарха Тихона в 1925 году диакон Иоанн был рукоположен во священника ко храму преподобного Пимена Великого, в котором прослужил до ноября 1936 года.

Священномученик Алексий Протопопов (†1938; память 21 апр./4 мая) служил в Пименовском храме диаконом с 1930 по 1934 г. В 1937 году, будучи уже рукоположенным во иерея к храму в честь Казанской иконы Божией Матери в селе Казанском (в Московской области), о. Алексий был арестован по обвинению в «антисоветской деятельности» и заключен в Ногинскую тюрьму и скончался, находясь в заключении, 4 мая 1938 г.

При настоятельстве о. Николая Бажанова  в Пименовском храме начинал свое церковное служение будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (1910-1990). В 1926 г. музыкально одаренный юноша, рясофорный инок Платон (в миру Сергей Извеков), имевший уже опыт управления церковными хорами, был приглашен отцом Николаем управлять большим (до 70 человек)  молодежным хором. Юный регент быстро приобрел признание прихожан и отца Николая, в семье которого он стал частым и желанным гостем, живя неподалеку, в доме номер 7 по переулку Чернышевского. Во время долгих домашних бесед были затрагиваемы разные вопросы, говорили и о предстоящем монашеском постриге. Отец Николай советовал юному иноку принять имя прп. Пимена Великого и его Небесное покровительство. В день обретения мощей свт. Димитрия Ростовского, 4 октября 1927 года, инок Платон, будущий архипастырь, принял мантийный постриг с именем Пимен, что означает Пастырь, в честь преподобного Пимена Великого. После принятия пострига молодой регент продолжал управление хором в Пименовском храме до сентября 1932 г., будучи с 25 января 1932 г. уже в иерейском сане. Из-за трудностей того времени к 1932 году хор храма сократился до 13-15 человек.

Благословением Божиим для Пименовского храма и великим утешением для его прихожан были службы, в которых принимал участие Высокопреосвященный митрополит Трифон (Туркестанов, †1934) в начале 30-х годов. Довольно часто, в переполненном храме владыка Трифон служил раннюю литургию, а по праздникам и всенощную. Гонимый властями и лишенный собственного жилья, в 1931-1934 гг. владыка проживал на Новосущевской улице в доме своих духовных чад, прихожан Пименовского храма. «Пир веры» – так отзывались о службах владыки Трифона его современники. Его проповеди были и законом и утешением для неприкаянного православного народа. За удивительный дар слова верующие прозвали его «Московским Златоустом». Духовный писатель, автор дивного акафиста «Слава Богу за все»―владыка Трифон был светильником Московской Церкви, собравшим вокруг себя многочисленных  православных верующих. В эти годы посошником владыки Трифона был Александр Громов – родной брат Сергия Громова (1918-1995), впоследствии заслуженного протодиакона, служившего в Пименовском храме в 1961-1993 гг.

Священномученик Аркадий (Остальский, †1937) епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии (память 19/29 декабря), приезжая в эти годы в Москву по церковным послушаниям, обычно останавливался на Валаамском подворье, а служил в храме преподобного Пимена Великого. За каждым богослужением владыка Аркадий обязательно проповедовал. Его проповеди и исповедь собирали много молящихся, желавших послушать вдохновенное слово пастыря, исповедоваться и причаститься Святых Христовых Таин.

Захват Пименовского храма обновленцами начался в 1936 году, когда настоятелем был назначен активный обновленец прот. Леонид Багрецов. К немалой скорби православных, с 1938 г. храм стал резиденцией лидера обновленцев, лжемитрополита А.Введенского, после закрытия его прежней резиденции – церкви Спаса Преображения на Б.Спасской улице. С захватом храма начались репрессии против его православного духовенства.

Отец Николай Бажанов, назначенный сначала вторым священником, был затем перемещен в Дорогомиловский собор, а после его закрытия в храм Воскресения Словущего в Брюсовом переулке.

Отец Иоанн Плеханов был выслан из Москвы за стокилометровую зону в том же 1936 году. Некоторое время он жил в Волоколамске, а затем получил назначение в Ярославской епархии. В один из его приездов в Москву, в январе 1938 г., отец Иоанн был повторно арестован и приговорен к расстрелу как «участник контрреволюционной монархической группы». Приговор был приведен в исполнение 25 марта 1938 года – отец Иоанн был расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

В августе 2000 года пресвитер Иоанн Плеханов причислен к лику святых Новомучеников Российских Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

Отец Владимир Соколов был переведен в 1936 г. в Петропавловский храм у Яузских Ворот, а 26 февраля 1937 года был назначен служить в храм Покрова Божией Матери на Лыщиковой Горе. Не примирившись с захватом Пименовского храма обновленцами, православные священники и прихожане стали ходатайствовать перед властями о его возвращении. В марте 1937 года 11 числа перед храмом собралось множество православных, требовавших его возвращения. После этой акции,  20 апреля 1937 года был арестован и заключен в Бутырскую тюрьму отец Владимир Соколов по обвинению в организации мятежа и контрреволюционной агитации. После допросов, 2 июня 1937 года отец Владимира был приговорен к пяти годам заключения  и отправлен этапом в Воркутинский Исправительно-трудовй лагерь, где он и скончался  9 сентября 1940 года, в день празднования памяти преподобного Пимена Великого―престольный праздник дорогого отцу Владимиру храма, в котором он, ревностный пастырь и преданный сын Церкви Христовой, прослужил почти всю свою жизнь.

Протоиерей Владимир Соколов канонизирован как местночтимый святой Московской епархии 28 февраля 2004 г., а как общецерковный – 20 апреля 2005 г.

Имена убиенных священников, пострадавших за веру и Церковь Христову в XX веке и вошедших в Собор Новомучеников и Исповедников Российских, неразрывно связаны с историей храма преподобного Пимена Великого, где они предстояли престолу Божию в годы лютых гонений и богоборчества.

Верим, что святые мученики Христовы не оставляют своих молитв о храме сем и ныне, когда предстоят пред Престолом Небесного Царя Вседержителя.

           Обновленчество прекратило свое существование после смерти А.Введенского в июле 1946 года. Храм преподобного Пимена Великого снова перешел в лоно Православной Церкви.

           Первым после войны православным настоятелем Пименовского храма был поставлен в сентябре 1946 г. протоиерей Николай Чепурин (1881-1947), одновременно назначенный инспектором, а затем ректором Московских духовных школ. Это был человек больших природных дарований, имевший три ученых степени – доктора богословия, права и микробиологии. Исповедник, миссионер, активный участник борьбы с обновленчеством, он прошел через аресты, тюрьму, лагеря и ссылку.

Отцу Николаю предстояло восстановить нормальную жизнь и внешний облик храма, доведенного обновленцами до крайне запущенного состояния. Но его настоятельская и ректорская деятельность продолжалась очень недолго, всего несколько месяцев, и была прервана внезапной его кончиной 7 февраля 1947 г.

Новым настоятелем был поставлен протоиерей Михаил Голунов (1884-1956), на плечи которого и легла вся тяжесть трудов по восстановлению храма. Отец Михаил обладал замечательными административно-хозяйственными  способностями и сумел организовать вокруг себя группу преданных и самоотверженных людей для возрождения храма из копоти и грязи. Был проведен капитальный ремонт всего храма с заменой пирамидальных паникадил десятью новыми, прекрасными паникадилами византийского стиля.

По окончании ремонтных работ, 31 октября 1948 г. состоялось торжество обновления храма. Поздняя литургия совершалась Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским, 1877-1970). В своем слове, сказанном по окончании литургии, Святейший выразил благодарность отцу настоятелю и всем тем, чьими трудами очищенный и восстановленный храм стал, по его словам, «Небеси подобен».

С осени 1946 года по август 1949, в самом начале своего пастырского служения, в Пименовском храме подвизался отец Александр Ветелев – преподаватель Московской Духовной Академии, ставший впоследствии доктором богословия и известным пастырем-проповедником. Отец Александр был человеком, совмещавшим в себе выдающийся научный талант и пастырский дар целительства человеческих душ. Им написано большое число работ, имевших большое значение в деле образования и воспитания пастырей Русской Церкви в трудное время её жизни.

С августа 1949 г. дело восстановления храма продолжал его следующий настоятель, протоиерей Валериан Николаев (1891-1950). За время его кратковременного настоятельства (1949-1950 гг.) была закончена реставрация почти всех икон XVII – XVIII вв. и настенных росписей, частично возобновлена ризница, велась позолота куполов и крестов и окраска фасада. Много потрудился отец настоятель и для улучшения состава хора. Неоднократно о. Валериан приглашал специалистов по иконописи для восстановления особо чтимой Казанской иконы Божией Матери, написанной на обратной стороне стекла. Этот святой образ, имевший уже в 1920 году трещины,  был окончательно разбит при обновленцах. Все попытки собрать икону были безуспешны, пока, наконец, она не была чудесным образом восстановлена руками никому не известного пожилого мастера.

В эти же годы, при настоятельстве о. Валериана, (с августа 1949 г.) Пименовскому храму была оказана честь принять у себя кафедру Высокопреосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Николая (Ярушевича, 1891-1961) – постоянного члена Священного Синода, председателя  созданного в 1946 г. Отдела Внешних Церковных Сношений при Священном Синоде, выдающегося деятеля Русской Православной Церкви, доктора богословия и замечательного проповедника. Владыка Николай был почетным настоятелем храма, но недолго, с августа 1949  по осень 1950 года.

Той же осенью 1950 года отец Валериан был переведен в Рязань епархиальным ревизором, а обязанности настоятеля Пименовского храма выполнял до января 1951 г. протоиерей Василий Скворцов (1880-1959).

С января 1951  по июнь 1953 года настоятелем храма был архимандрит Леонид (Лобачев, 1897-1967), до этого служивший начальником Русской Духовной Миссии в Палестине (в 1948-1950 гг.). По воспоминаниям прихожан отец Леонид был строг и справедлив. Его слово было со властью, которого никто не осмеливался ослушаться. При нем успешно продолжались ремонтно-восстановительные работы, и была значительно пополнена ризница для священнослужителей. Но пребывание архимандрита Леонида в Пименовском храме было тоже недолгим. В июне 1953 года состоялась его хиротония во епископа Астраханского и Сталинградского.

После ухода о. Леонида на епископское служения на пост настоятеля снова был назначен протоиерей Николай Бажанов, возглавлявший причт этого храма в 1923-1936 гг. Исключительная скромность и доброта, бескорыстие и отзывчивость приобрели много духовных друзей отцу Николаю как среди духовенства, так и среди мирян. Но постепенно силы оставляли пастыря, и в апреле 1957 г. он вышел за штат по болезни. Отец Николай Бажанов скончался 16 декабря 1959 года на 70-м году жизни. Отпевание своего старого духовного друга совершил в Пименовском храме Преосвященный Пимен (Извеков), ставший к тому времени уже епископом Дмитровским.

В феврале 1958 года во главе прихода был поставлен протоиерей Борис Писарев (1905-1981) – умелый организатор, активный и энергичный священник, талантливый регент в прошлом и церковный композитор. Отец Борис оставил нам на молитвенную память мелодии к тропарям Владимирской иконе Божией Матери «Днесь светло красуется славнейший град Москва…» и прп. Пимену Великому «Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси…», которые с любовью исполняются и в наши дни.

Год 1958 был юбилейным для Пименовского храма – исполнялось 300 лет со времени его основания. Празднование юбилея состоялось 9 сентября 1958 г., в день памяти преподобного Пимена Великого. По благословению Святейшего Патриарха Алексия I  всенощное бдение накануне и Божественную литургию в самый день праздника совершил Преосвященный Пимен, епископ Дмитровский.

Торжественным юбилейным богослужением отметил владыка Пимен день своего тезоименитства в храме, с которым у него было связано так много воспоминаний — о несении здесь его регентского послушания, о монашеском постриге, о молитвенных бдениях, о долгих беседах с отцом настоятелем… По окончании литургии отец настоятель поздравил владыку с Днем его Ангела. В ответном слове Преосвященный Пимен благодарил за поздравление и в свою очередь поздравил настоятеля, причт и всех прихожан с престольным праздником и 300-летием основания их приходского храма. Он также поделился с молящимися своими чувствами: как ему было приятно разделить со всеми общую молитву в этот радостный и для него самого день – и пожелал, чтобы еще много, много лет в этом храме торжественно и молитвенно отмечался этот праздник. В конце слова владыка Пимен призвал всех собравшихся внимать поучениям преподобного Пимена Великого, «которые были плодом его долгих размышлений во время подвижничества во имя Христово».

С этого времени владыка Пимен, а с 1971 года Святейший Патриарх Пимен, почти ежегодно отмечал день своего Ангела богослужением в храме, носившем имя его Небесного покровителя. Вплоть до 1983 года эти торжественные Патриаршие богослужения были для православных москвичей ежегодным осенним праздником, исполненным духовной радости  и собиравшим тысячи молящихся под своды этого древнего и прекрасного храма.

К концу 50-х годов относится начало новых тяжелых испытаний для Церкви и ее пасомых – новой партийно-государственной антирелигиозной кампании, новых массовых притеснений верующих. Это наступление на Православную Церковь было направлено на подавление русского религиозного возрождения, начавшегося в годы войны, и полное уничтожение православия. Открытые храмы вновь закрывались, а незакрытые монастыри и храмы облагались непосильными, грабительскими налогами, подрывавшими их материальное положение.

Несмотря на все репрессивные, антицерковные меры усердием отца Бориса и приходского совета в храме были проведены значительные ремонтно-строительные работы. Удалось отремонтировать белокаменный пол и кровлю;  вновь были позолочены купола; были оборудованы центральное отопление и вентиляция. Колокольная звонница из 12 колоколов была электрифицирована.

Церковное пение было предметом особой заботы отца настоятеля, как бывшего регента. При нем церковный хор достиг большого совершенства трудами талантливых регентов – С.Н. Орлова и В.В. Локтева. В исполнении руководимого ими хора звучало много сочинений самого отца Бориса. Тропари Владимирской иконе Божией Матери и прп. Пимену Великому в его композиции надолго останутся памятью об этом ревностном и одаренном служителе Божием.

Настоятельство отца Бориса протекало в окружении энергичных, одаренных священнослужителей – священников о. Алексия Лапина, о. Владимира Еремина, о. Алексия Зотова,  и протодиаконов о. Владимира Прокимнова и о. Сергия Громова.

Протодиакон о. Владимир Прокимнов (1890-1973) служил в Пименовском храме с октября 1951 по январь 1961года. Это был глубоко церковный и музыкально одаренный  человек, обладавший выразительным, высоким басом. Впоследствии отец Владимир служил архидиаконом при Святейшем Патриархе Пимене.

Заслуженный протодиакон о. Сергий Громов (1918-1995) был учеником  знаменитого московского протодиакона о. Михаила Холмогорова. Отец Сергий служил в Пименовском храме благоговейно и ревностно с 1961 года  почти до самых последних дней своей жизни, даже и после выхода за штат по болезни в 1993 году, и был удостоен многих церковных наград.

В марте 1968 г. в храм поступил на приходское служение еще не окончивший Духовную академию иеромонах Хризостом (Мартишкин), ныне митрополит Виленский и Литовский, и служил здесь до декабря 1969 года.

В течение 17 лет отец Борис  руководил одним из самых больших приходов Москвы, пока в октябре 1975 г. неожиданное кровоизлияние не парализовало этого деятельного труженика на ниве церковной. Отец Борис не мог более служить, и на его место был переведен из храма Успения Божией Матери на Таганке протоиерей Димитрий Акинфиев (†2008).

С приходом отца Димитрия произошли изменения  в составе клира и хозяйственной администрации храма. Менялись также один за другим руководители правого и левого хоров, пока, наконец, в 1980 году в храм не был приглашен С.И. Беликов, ныне профессор и заведующий кафедрой Государственной Академии Славянской Культуры (ГАСК), который и в настоящее время руководит правым хором.

Вместо о. Алексия Зотова, переведенного в храм св. Николая в Кузнецах, в сентябре 1977 г.  в Пименовский храм был назначен протоиерей Василий Бланковский. С декабря 1979 г. по октябрь 1987 г. в  храме служил протоиерей Владимир Диваков, ныне благочинный Центрального благочиния и заведующий канцелярией Московской Патриархии. Осенью 1987 г. вместо о. Владимира в храм был назначен о. Михаил Маслов († 2006), служивший здесь до 1992 года.

Благоукрашение службы и облика храма всегда были заботой его настоятелей. Немало заботился о благоустройстве храма и отец Димитрий. При нем были сооружены новые подсобные помещения, расширены комнаты отдыха, оборудовано подвальное помещение под храмом для репетиций хора. В 1985-1986 гг. велся наружный ремонт и окраска храма, а в 1987 г. была полностью поновлена живопись. Большое внимание отец Димитрий также уделял  церковному пению.

С марта 1977 года в Пименовском храме служил диаконом, а с 1986 г. протодиаконом, отец Сергий Голубцов (1932-2006), известный также как автор ряда  публикаций по истории Русской Православной Церкви новейшего периода. После выхода за штат в 2002 году по болезни, о. Сергий иногда служил в Свято-Никольском храме в Хамовниках, где он и скончался во время богослужения 1 августа 2006 года.

В декабре 1988 года отец Димитрий был переведен настоятелем в храм Святителя Николая в Хамовниках, где он трудился неполные 20 лет до самой своей кончины. Отец Димитрий отошел ко Господу в Неделю Всех Святых в земле Российской просиявших, 29 июня 2008 года.

В 1988 году вся полнота Русской Православной Церкви торжественно отмечала 1000-летие Крещения Руси. Во всех епархиях, обителях и приходах проходили торжества в честь этого знаменательного события. К концу этого же года относится начало нового периода в жизни храма прп. Пимена Великого.

На должность настоятеля храма прп. Пимена Великого вместо о. Димитрия Акинфиева был назначен митрофорный протоиерей Николай Васильевич Петров – кандидат богословия Московской Духовной Академии 1953 года, с большим стажем и опытом пастырского служения, с раннего детства начавший свой многотрудный, но спасительный путь служения Богу.

Протоиерей Николай Васильевич Петров родился 25 марта 1928 года. День его Ангела – на Сорок мучеников Севастийских, 22(9) марта. В день Введения во храм Пресвятой Богородицы, 4 декабря 1952 г., Святейший Патриарх Алексий (Симанский) рукоположил его во диакона, а 15 февраля 1953 г., в праздник Сретения Господня, в Богоявленском Соборе Москвы Патриарх Алексий рукоположил его в сан пресвитера.

 Из длинного послужного списка отца Николая можно выделить основные, наиболее значимые даты его служения: 1964-1979 гг. – благочинный Северного округа; 1966 г. – посещение Св. Града Иерусалима, 1976 г. – посещение Св. Горы Афон; 1979-1983 – ключарь Воскресенского Собора в  Берлине; 1971 г. – член Поместного Собора РПЦ 1971 года от Москвы и Московской Епархии; 1973-1988 гг. – настоятель Свято-Никольского храма в Хамовниках, у «Споручницы грешных»; 1973-1988 гг. – заведующий Патриаршей канцелярией; 1988 и по настоящее время – настоятель храма преподобного Пимена Великого что в Сущеве г. Москвы.

При настоятельстве отца Николая, в начале 90-х годов происходила смена духовенства храма. В 1992 году вместо о. Михаила Маслова в храм был назначен только что окончивший семинарию иерей Владимир Гавриков. С января 1993 г. о. Владимир Еремин был переведен настоятелем в восстанавливаемый храм Тихвинской Иконы Божией Матери, куда были переданы из Пименовского храма несколько икон – Тихвинская икона Божией Матери древнего письма, иконы святителя Николая и прп. Серафима Саровского. Вместо отца Владимира Еремина был назначен протоиерей Ерос Ясенчук (†1999), а вместо отца Василия Бланковского, переведенного настоятелем в храм Ризоположения на Донской улице, был переведен иерей Алексий Рзянин из храма Сергия Радонежского в Рогожской слободе. В феврале 1999 г. для несения пастырского служения в храм был определен протоиерей Александр Торопов.

С 30 декабря 1994 года  и по настоящее время диаконское служение в храме несет отец Андрей Мурышкин. А в июне 2007 года вторым диаконом в храм был назначен только что окончивший Николо-Угрешскую Семинарию отец Константин Федулов. Нередко в храм направляют вновь рукоположенных клириков и в диаконском, и в иерейском сане для прохождения практики.

ж
изнь прихода всегда была богата разносторонним служением. Богослужения, занятия в воскресной школе, катехизаторская работа, ремонт и благоукрашение храма, дела милосердия… Созидая земную церковь, приход храма преподобного Пимена Великого заполняет ее поспешествующей благому делу молитвой.

Благодатная помощь и заступничество почитаемых святых особенно велики в дни молитвенного празднования их памяти. По сложившейся традиции день памяти преподобного Пимена Великого, престольный праздник в храме его имени, Божественная служба совершается архиерейским чином.

В 1990 и 1991 гг., 9 сентября (27 августа ст.ст.) торжественную Божественную литургию в храме прп. Пимена Великого по случаю престольного праздника возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В другие годы по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в этот праздничный день богослужения совершали следующие викарии: архиепископ Истринский Арсений, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий, епископ Дмитровский Александр, епископ Красногорский Савва и другие архиереи в сослужении собора священнослужителей.

В такие знаменательные для Пименовского прихода дни один из крупнейших храмов Москвы всегда был полон верующими, желавшими принять молитвенное участие в высокоторжественном богослужении, совершаемом  архипастырем, найти утешение в храме и получить архипастырское благословение. По традиции, в дни престольных праздников богослужение завершается Крестным ходом вокруг храма с чтимыми святынями, чтением Евангелия и колокольным звоном.

В августе 1997 года, по распоряжению Святейшего Патриарха Алексия II, в Пименовский храм был направлен пребывавший на покое Высокопреосвященный  архиепископ Валентин (Мищук), ныне митрополит Оренбургский и Бузулукский. Владыка Валентин служил здесь до назначения его на Оренбургскую и Бузулукскую кафедру  7 апреля 1999 года.

В 2002 году, 7 апреля, в храм был определен для совершения богослужений Преосвященный Гурий, бывший епископ Корсунский, который духовно окормлял  этот приход по май 2003 года – до назначения его епископом Магаданским и Синегорским. Но и после своего назначения в отдаленную епархию Владыка Гурий, благодарение Богу, не забывает храм и приход прп. Пимена Великого. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II, в каждое свое посещение Москвы Владыка обязательно находит время и возможность для молитвенного участия в богослужении в Пименовском храме. Каждый раз благодатная служба Владыки становится праздником, надолго остающимся в сердцах всех молящихся в этом храме.

Много забот у настоятеля в храме, где по слову апостола «всё должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14, 40). Но главной заботой отца Николая всегда остается богослужение, проповедование в храме слова Божия, попечение о душах пасомых, и в особенности о душах детей. Осенью 1991 года, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при храме была открыта Воскресная школа для детей и взрослых. Основные труды по устроению школы, организации и проведению занятий легли на настоятеля. Отцы причта также приняли участие в занятиях с детьми. Были приглашены и некоторые ревностные и образованные прихожане ― первые катехизаторы. Среди них была монахиня Игнатия Петровская (в миру Валентина Ильинична Пузик, ныне почившая о Бозе схимонахиня Игнатия, † 2004).

Храм Божий сам является святыней, Небом на земле. Но в каждом храме есть особо почитаемые иконы и священные реликвии, прославленные древностью, историей и явленными чудесами. Среди чтимых икон Пименовского храма есть много местных, древних образов и есть святыни, принесенные из разрушенных или закрытых в годы гонений храмов.

            Справа от Царских Врат главного, Троицкого алтаря находится храмовый образ Святой Троицы, написанный в традиции школы Симона Ушакова (конец XVII – начало XVIII века). Другая  особо чтимая святыня – храмовый образ преподобного Пимена Великого (начало XVIII в.) – находится в иконостасе правого придела, носящего имя этого святого. Рядом, на аналое, более поздний, но тоже чтимый уменьшенный список с этого образа. В иконостасе этого же придела находится чтимая икона «Благовещение Пресвятой Богородицы» — прекрасный образец московской иконописной школы конца XVII века.

 Особо чтимый храмовый образ Владимирской иконы Божией Матери (конец XVII в.) находится в иконостасе одноименного левого придела. Рядом с ним дивного письма Тихвинская икона Божией Матери (XVIII в.) и «Спас – Великий Архиерей» (начало XVIII в.). На северной стене этого же придела расположена старинная (XVII в.), большого размера чтимая Казанская икона Божией Матери.

            Справа от Царских Врат главного алтаря стоит отдельно большой, выполненный под мрамор киот. В нем – окруженный особым благоговением Казанский образ Божией Матери, написанный на обратной стороне стекла предположительно в конце XIX века. Эта икона была принесена сюда из закрытого в 20-е годы храма Казанской Божией Матери в Сущеве, где она почиталась как чудотворная. По сохранившимся документам, икона была «разбиенной» еще до перенесения ее в Пименовский храм, затем была окончательно расколота при обновленцах и чудом восстановлена в 1949-1950 гг.

        В таком же киоте, слева от Царских Врат, находится другой чтимый образ Божией Матери, повторяющий по иконографии икону «Нечаянная Радость», но без грешника, и называемый по имени храма «Пименовским» (XX в.).

            Большая икона св. Николая Чудотворца (начало XIX в.) на левом столпе трапезной – одна из самых почитаемых в храме. Рядом с ней находятся несколько небольших любимых прихожанами образов – св. цел. Пантелеимона и мч. Трифона, оплечный образ Спасителя, блж. Матроны Московской, и другие иконы, перед которыми обычно совершается молебен «О здравии» после Литургии.

На правом столпе – большая икона «Воскресение Христово» («Сошествие во ад») конца XVIII в. Справа от нее довольно редкая по иконографии икона «Собор Архистратига Михаила» (XIX в.).

В алтаре храма находится мощевик с частицами мощей святых угодников Божиих, которые с благоговением до конца своих дней хранила у себя матушка Игнатия после того, как они были переданы ей преподобномучеником Игнатием, её духовным отцом. Незадолго до своей кончины матушка Игнатия завещала эти святые мощи Пименовскому храму. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II они были помещены в главном, Троицком алтаре и выносятся для поклонения верующих в дни памяти тех святых, частицы чьих  мощей хранятся в мощевике.

Храмовые хоругви являютя не только святыней, но и уникальным историческим и художественным памятником. Они были изготовлены для перестроенного и обновленного Пименовского храма в год его освящения (1883 г.), в память совершившегося в этом же году Священного Коронования их Императорских Величеств Александра III Александровича и Марии Феодоровны, о чем гласит имеющаяся на одной из хоругвей надпись. На другой хоругви, под образом прп. Пимена Великого и сщмч. Антипия Пергамского, другая надпись: «Царю освободителю Александру II в знак его великих благодеяний». На этой же хоругви изображены небесные покровители императорской семьи – святитель Николай, святая равноапостольная Мария Магдалина и святой благоверный князь Александр Невский.

Свое 350-летие храм встречает в новом, нарядном убранстве. Его здание заново отштукатурено и окрашено, сияют позолотой кресты на его главках. Реставрируются иконы, промывается и поновляется стенопись, ремонтируется белокаменный пол. С любовью благоустраивается и украшается прилегающая к храму территория. Благодаря внешнему освещению, храм в любую погоду и в любое время производит яркое и праздничное впечатление.

Молитвенная память соединяет воедино прошлое, настоящее и будущее святого храма. «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс.126: 1-2). Не всуе трудились создатели этого дома Божия – Господь утвердил его как «град ограждения» (Пс.30:22) и сохранил во всех испытаниях. И пока этот прекрасный храм стоит на земле, на каждом богослужении будут возноситься молитвы о «создателех, строителех и благоукрасителех святаго храма сего…». И благодарные прихожане будут воспевать вместе со святым Псалмопевцем: «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его» (Пс. 26: 4).

search previous next tag category expand menu location phone mail time cart zoom edit close