«Всенощное бдение» — одно из главных сочинений Сергея Васильевича Рахманинова (1873-1943), вершина русской духовной музыки.
«Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». Эти слова принадлежат С. Рахманинову — великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру. Все важнейшие события русской общественной и художественной жизни отразились в его творческой судьбе, оставив неизгладимый след. Далеко не все знают, какая у этого человека была щедрая душа, и сколько добрых дел он сотворил за свою насыщенную жизнь.
Когда грянула Первая мировая война (1914-1918) Рахманинов стал гастролировать, отдавая почти весь свой заработок в помощь фронту и на нужды беженцев. Тревога за судьбу родины побуждает его обратиться к корням русской музыкальной культуры — старинным церковным напевам, знаменному пению. В конце первого года войны, Рахманинов пишет Всенощное бдение, ор. 37, завершенное им в начале 1915 года. В этом произведении композитор исходил из канонических традиций и опирался на вошедшие в церковный обиход знаменные мелодии. Ориентируясь на стиль старинного знаменного пения, Рахманинов создал свои собственные оригинальные темы. При этом его музыка не несет черт стилизаторства или искусственности. В этом сказались особенности творческой личности Рахманинова, всегда тяготевшего к древнерусским напевам, использовавшего их интонации в сочинениях самых разных жанров от фортепианных миниатюр до симфонических полотен. Впервые «Всенощное бдение», произведение, посвященное жертвам войны, было исполнено московским Синодальным хором под управлением Николая Данилина 10 (23) марта 1915 г. в огромном зале Благородного собрания в Москве.
Грандиозный успех сочинения повлёк за собой еще пять исполнений, но после революции 1917 года произведение было надолго запрещено. Сергей Рахманинов, не принял революцию. В 1918 г. он покинул Родину, но не предал Россию С первых дней Великой Отечественной войны организовал регулярные пожертвования в пользу Красной Армии. Всех русских эмигрантов Рахманинов призывал забыть своё негативное отношение к советской власти, и помогать землякам очищать Родину от фашистского зла.
Одно из пожертвований в СССР он подписал: «От одного из русских — посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». Незадолго до смерти, страдая от тяжелой болезни, он ежедневно спрашивал у близких о ситуации на русском фронте. Когда его успокаивали, что советские войска не останавливают наступление, отвоёвывая свои города, он с облегчением вздыхал, и через мучительную боль говорил:«Ну, слава Богу! Дай им Бог сил!».