17 декабря
в нашем храме на поздней Литургии
мы услышим
ДУХОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ
«Литургии св. Иоанна Златоуста» ор 42 П.Г. Чеснокова —
выдающегося русского композитора, дирижёра, педагога и организатора хорового движения, оставившего значительный след в истории русской музыки. Его творчество охватывает более 500 хоровых произведений, как церковных, так и светских. «Литургия св. Иоанна Златоуста» op.42 является одной из его самых известных и значимых работ, отражающей всю глубину таланта композитора. Написанная в 1910 году, она представляет собой симбиоз старинного русского церковного пения и современных музыкальных техник начала XX века.
Павел Григорьевич Чесноков (12.10.1877 – 14.03.1944) близ города Воскресенска Звенигородского уезда Московской губернии. Его отец — Григорий Петрович — являлся государственным крестьянином Серпуховского уезда; мать — Марфа Федоровна — мещанка Воскресенского уезда. Отец руководил хором при фабрике. Семья Чесноковых была многочисленна — 2 сестры и 8 братьев. Семья, домашний уклад, окружавший Павла в детстве, предопределили будущее — и его собственное, и его братьев. Павел был 7 ребенком. Поэтому определение детей в Синодальное училище, бесплатное, с казенным содержанием и общежитием, по мнению отца, было самым удачным во всех отношениях.
Большую роль в судьбе Павла сыграл приход в 1889 году в Синодальное училище нового директора — Степан Васильевич Смоленский, с появлением которого начались глобальные перемены. Значение их оказалось велико не только в судьбе Павла Чеснокова, но и в истории всей русской духовной музыки. В 1894 год Павел пробует свои силы в композиции и, видимо, достаточно успешно, так как сообщает брату, что сделал по композиции «огромный прыжок», а летом собирается писать обедню. В 1895 году Павел Григорьевич Чесноков окончил Синодальное училище. Его имя было занесено на «Золотую доску» училища. Из стен Синодального училища с его новым директором и новыми учебными программами выходили не только высокообразованные регенты, учителя пения, певчие церковных хоров, но, главное, композиторы духовной музыки.
Первый обнаруженный отзыв о концертном исполнении сочинений двадцатилетнего Павла Чеснокова появился в 1897 году, в «Московском листке» от 20 декабря. «Синодальный хор исполнил Херувимскую (Глинки) в полным совершенстве. Из остальных нумеров программы отметим сочинения гг. Чеснокова и Кастальского. Г-н Чесноков — талантливый юноша, блестяще окончивший курс в Синодальном училище. Обе его вещи — Херувимская песнь и «Достойно есть…» — обнаруживают и композиторские способности, и знание, и желательное национальное направление».В личности Павла Григорьевича Чеснокова удивительным образом соединились различные по направлению дарования. Будучи регентом-практиком, великолепно знающим все особенности и тонкости хорового звучания и умеющим добиться этого звучания в конкретном коллективе, он в то же время сумел обобщить и систематизировать собственный практический опыт и на его основании построить научную систему, предметом которой стало церковное хоровое пение. Итогом многолетних трудов П.Г. Чеснокова явилась книга «Хор и управление им». Материал ее формировался постепенно в процессе анализа состояния церковного хорового пения и осмысления автором своей регентской деятельности.
40-е военные годы Чесноков прожил в Москве, занимаясь педагогической работой в консерватории с теми немногими студентами, которые не уехали в эвакуацию. В концерте 1945 года по случаю интронизации Патриарха Алексия (это был первый духовный концерт после долгого перерыва) — Патриарший хор исполнил большую программу, состоявшую из шедевров русской духовной музыки, в числе которых прозвучали и произведения Чеснокова — «Благослови, душе моя, Господа…», «Разбойника благоразумнаго…» и «Ангел вопияше…». Но до этого концерта Павел Григорьевич не дожил. Он умер в Москве в 1944 году от инфаркта миокарда. Духовно-музыкальное творчество Павла Григорьевича Чеснокова — это большая глава в истории русской православной музыки. Из 56 сочинений 38 являются духовными, при этом каждое содержит не по одному произведению. Кроме этих 38-ми опусов существуют многочисленные переложения своих и чужих сочинений для разных хоровых составов. Чеснокову принадлежат 7 Литургий, 4 Всенощных, 2 Панихиды и Песнопения отпевания мирян, множество Херувимских, воскресных тропарей, прокимнов, Богородичных, Задостойников, причастных и др. Таким образом, композиторское творчество Чеснокова охватывает почти весь круг церковного богослужения. Царствия Небесного р.Б. Павлу, выдающемуся русскому композитору духовной музыки!