Духовные песнопения Литургии П.Г. Чеснокова 17 декабря в нашем храме!

      17 декабря
в нашем храме на поздней Литургии
мы услышим
ДУХОВНЫЕ ПЕСНОПЕНИЯ
«Литургии св. Иоанна Златоуста» ор 42 П.Г. Чеснокова —

выдающегося русского композитора, дирижёра, педагога и организатора хорового движения, оставившего значительный след в истории русской музыки. Его творчество охватывает более 500 хоровых произведений, как церковных, так и светских.      «Литургия св. Иоанна Златоуста» op.42 является одной из его самых известных и значимых работ, отражающей всю глубину таланта композитора. Написанная в 1910 году, она представляет собой симбиоз старинного русского церковного пения и современных музыкальных техник начала XX века.      

Павел Григорьевич Чесноков (12.10.1877 – 14.03.1944) близ города Воскресенска Звенигородского уезда Московской губернии. Его отец — Григорий Петрович — являлся государственным крестьянином Серпуховского уезда; мать — Марфа Федоровна — мещанка Воскресенского уезда. Отец руководил хором при фабрике. Семья Чесноковых была многочисленна — 2 сестры и 8 братьев.  Семья, домашний уклад, окружавший Павла в детстве, предопределили будущее — и его собственное, и его братьев. Павел был 7 ребенком. Поэтому определение детей в Синодальное училище, бесплатное, с казенным содержанием и  общежитием, по мнению отца, было самым удачным во всех отношениях.

Большую роль в судьбе Павла сыграл приход в 1889 году в Синодальное училище нового директора — Степан Васильевич Смоленский, с появлением которого начались глобальные перемены. Значение их оказалось велико не только в судьбе Павла Чеснокова, но и в истории всей русской духовной музыки.  В 1894 год Павел пробует свои силы в композиции и, видимо, достаточно успешно, так как сообщает брату, что сделал по композиции «огромный прыжок», а летом собирается писать обедню. В 1895 году Павел Григорьевич Чесноков окончил Синодальное училище. Его имя было занесено на «Золотую доску» училища. Из стен Синодального училища с его новым директором и новыми учебными программами выходили не только высокообразованные регенты, учителя пения, певчие церковных хоров, но, главное, композиторы духовной музыки.     

Первый обнаруженный отзыв о концертном исполнении сочинений двадцатилетнего Павла Чеснокова появился в 1897 году, в «Московском листке» от 20 декабря. «Синодальный хор исполнил Херувимскую (Глинки) в полным совершенстве. Из остальных нумеров программы отметим сочинения гг. Чеснокова и Кастальского. Г-н Чесноков — талантливый юноша, блестяще окончивший курс в Синодальном училище. Обе его вещи — Херувимская песнь и «Достойно есть…» — обнаруживают и композиторские способности, и знание, и желательное национальное направление».В личности Павла Григорьевича Чеснокова удивительным образом соединились различные по направлению дарования. Будучи регентом-практиком, великолепно знающим все особенности и тонкости хорового звучания и умеющим добиться этого звучания в конкретном коллективе, он в то же время сумел обобщить и систематизировать собственный практический опыт и на его основании построить научную систему, предметом которой стало церковное хоровое пение. Итогом многолетних трудов П.Г. Чеснокова явилась книга «Хор и управление им». Материал ее формировался постепенно в процессе анализа состояния церковного хорового пения и осмысления автором своей регентской деятельности.   

40-е военные годы Чесноков прожил в Москве, занимаясь педагогической работой в консерватории с теми немногими студентами, которые не уехали в эвакуацию. В концерте 1945 года по случаю интронизации Патриарха Алексия (это был первый духовный концерт после долгого перерыва) — Патриарший хор исполнил большую программу, состоявшую из шедевров русской духовной музыки, в числе которых прозвучали и произведения Чеснокова — «Благослови, душе моя, Господа…», «Разбойника благоразумнаго…» и «Ангел вопияше…». Но до этого концерта Павел Григорьевич не дожил. Он умер в Москве в 1944 году от инфаркта миокарда. Духовно-музыкальное творчество Павла Григорьевича Чеснокова — это большая глава в истории русской православной музыки. Из 56 сочинений 38 являются духовными, при этом каждое содержит не по одному произведению. Кроме этих 38-ми опусов существуют многочисленные переложения своих и чужих сочинений для разных хоровых составов. Чеснокову принадлежат 7 Литургий, 4 Всенощных, 2 Панихиды и Песнопения отпевания мирян, множество Херувимских, воскресных тропарей, прокимнов, Богородичных, Задостойников, причастных и др. Таким образом, композиторское творчество Чеснокова охватывает почти весь круг церковного богослужения. Царствия Небесного р.Б. Павлу, выдающемуся русскому композитору духовной музыки!

search previous next tag category expand menu location phone mail time cart zoom edit close