Миновала еще одна седмица святого и Великого поста – спасительного времени, направленного на подготовку верных ко встрече воскресшего Христа-Искупителя. На этот раз Святой Церковью для воскресенья была избрана тематика Креста Господня – орудия нашего спасения. Крестом Господним произошел не только слом падшей во грех человеческой природы и ее уврачевания, но и перелом всего языческого восприятия вещей в этом мире. Крест, будучи наипозорнейшей римской казнью, использовавшийся на протяжении многих лет для полного унижения и издевательства над смертником, приобрел великую славу, святость и силу. Христос, распятый на Кресте, по слову апостола Павла, для иудеев – соблазн, для греческих мудрецов – безумие, а для верных премудрость (см. 1Кор.1:22).
Сегодня Православная Церковь всего мира воспоминает все события, которые происходили с участием Честного Древа – Креста Господня. От спасительного Распятия Христова, до славного Воскресенья, от его забвения и захоронения под языческим капищем – до Его чудесного обретения равноапостольными родственниками и чудесами, которые получают почитающие Крест Христов даже до сего дня.
За всенощным бдением, предваряющим воскресный день, в центр храма торжественно выносится Крест Господень – в напоминание о приближающейся Страстной Седмице и Пасхе Христовой. После этого священники и прихожане храма совершают перед крестом три поклона с пением молитвы: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Это песнопение поется и на Литургии вместо Трисвятого.
Такое расположение памяти о Кресте Господнем в литургической жизни Церкви не случайно.
«Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.
Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.
Надо сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.
Как раз с середины поста начиналась интенсивная подготовка тех оглашенных, которые собирались креститься уже на Пасху этого года. И оказалось очень уместным начинать такую подготовку с поклонения Кресту. Начиная со следующей среды на каждой Преждеосвященной Литургии после ектении об оглашенных будет еще одна ектения – о «готовящихся к просвещению» – как раз в память о тех, кто усердно готовился и собирался в скором времени креститься.
Со временем чисто иерусалимский праздник возвращения Креста стал не таким уж актуальным для всего христианского мира, и праздник в честь Креста приобрел более глобальное звучание и более прикладное значение: как воспоминание и помощь в середине самого строгого и трудного из постов.
Как известно, этот Крест, как и многие другие христианские святыни, пропал во времена крестоносцев, в ХIII в., хотя его частицы до сих пор можно видеть во многих ковчежцах. Но утерянным оказался и изначальный смысл великопостного поклонения Кресту, ведь сейчас даже детское крещение у нас, к сожалению, редко связывается с оглашением и с личным исповеданием веры. Поэтому постепенно в Церкви стали переосмыслять традиционный порядок проведения Великого поста в более “спиритуализированном” ключе. И при этом стали, впрочем, не без основания, часто думать о том, что Крестопоклонная – это именно преполовение, середина поста, когда пост усиливается и каждый хочет получить утешение и укрепление в вере через поклонение святому Древу или его образу, любой его иконе» (текст с портала ПравМир: www.pravmir.ru/nedelya-krestopoklonnaya-istoriya-smysl-pesnopeniya-citaty-video-audio/).