7 ноября
в храме прп. Пимена Великого
в Новых Воротниках
(Нововоротниковский пер., д.3, стр.1)
в 10.00
за богослужением прозвучат песнопения, автором которых является
Дмитрий Степанович
БОРТНЯНСКИЙ
Один из талантливейших представителей русской музыкальной культуры «доглинкинской эпохи», снискавший искреннюю любовь соотечественников и как композитор, чьи сочинения, особенно хоровые, пользовались исключительной популярностью, и как незаурядная, разносторонне одаренная, обладавшая редким человеческим обаянием личность.
Его духовные хоровые концерты и инструментальные произведения не перестают звучать и в наше время. Духовная музыка Бортнянского и при жизни композитора и после его кончины пользовалась огромной популярностью. Её перекладывали для фортепиано, гуслей, переводили в систему цифровой нотной записи для слепых, постоянно издавали. Однако среди профессиональных музыкантов XIX в. не было единодушия в ее оценке. Несмотря на это, за свои заслуги в 1815 г. Бортнянский был избран почётным членом Филармонического общества. О его высоком положении свидетельствует и принятый в 1816 г. закон, согласно которому к исполнению в церкви допускались либо произведения самого Бортнянского, либо музыка, получившая его одобрение.
В своем творчестве, начиная с 90-х гг., Бортнянский сосредоточивает внимание на духовной музыке, среди различных жанров которой особенно значительны хоровые концерты. Они представляют собой циклические, большей частью четырехчастные композиции. Некоторые из них носят торжественный, праздничный характер, но более характерны для Бортнянского концерты, отличающиеся проникновенным лиризмом, особой душевной чистотой, возвышенностью. По словам академика Асафьева, в хоровых сочинениях Бортнянского «произошла реакция того же порядка, как в тогдашней российской архитектуре: от декоративных форм барокко к большей строгости и сдержанности – к классицизму».
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Песнопения для церкви: духовные хоровые концерты (55 концертов) для четырехголосного хора; духовные концерты для двух четырехголосных хоров (12 концертов); одночастные хоровые концерты для четырехголосного хора, для двух четырехголосных хоров, для трио с четырехголосным хором (около 30 концертов); хоровые «хвалебные» песни (около 10 хоров); переложения церковных песнопений для четырехголосного хора (около 20 переложений); Литургии: «Обедня на три голоса», «Простое пение по всей России распространенное», на два голоса. Бортнянский известен также как автор музыки к известному христианскому гимну святителя Амвросия Медиоланского «Тебе Бога хвалим», поющемуся в храмах Русской православной церкви как заключение благодарственных молебнов.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Духовный гимн «Коль славен наш Господь в Сионе» написан композитором на слова поэта М. М. Хераскова в конце XVIII века. Некоторое время, начиная с эпохи правления Павла I, считался неофициальным национальным (государственным) гимном Российского государства. На данную мелодию Бортнянского существует и немецкая песня со стихами Герхарда Терстегена: «Ich bete an die Macht der Liebe» – песня, традиционно исполняемая в германской армии во время богослужения.