1 августа 2021 г. в день памяти преподобного Серафима Саровского протоиерей Алексий Круглик, настоятель храма преподобного Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках, что в Сущёве, с группой прихожан посетил Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь. Отец Алексий отслужил панихиду на месте погребения предыдущего настоятеля, епископа Аркадия (Афонина), более 10 лет окормлявшего общину храма.
Затем группа паломниками встретилась с настоятельницей монастыря игуменией Марией (Солодовниковой), которая тепло поприветствовала нас и пригласила на трапезу. После обеда экскурсию по территории монастыря и музея провела насельница монастыря, инокиня Иулиания (Захарова). Гости с интересом ознакомились с историей и хозяйственной жизнью обители.
Основательницей и первой настоятельницей обители была игуменья Евгения (1774-1837), в миру Евдокия, урожденная Тютчева (тетка известного русского поэта Ф.И.Тютчева). Монастырь успешно благоустраивался и постепенно стал образцовой общежительной пустынью как по укладу жизни, так и по духовным своим достижениям. Обитель славилась прежде всего своим подвижничеством, ее монахини нередко становились настоятельницами других монастырей и общин. Не случайно портрет Аносинской игумении Евгении украшал настоятельский корпус Оптиной пустыни – оптинские старцы часто направляли своих духовных дочерей в Аносину пустынь, зная, что именно там они получат помощь в монашеском подвиге и духовное окормление. Аносинский монастырь часто называли «женской Оптиной пустынью»: здесь также было развито старчество – традиция духовного окормления монашествующих, особенно новоначальных сестер. Каждая из них вручалась опытной монахине – старице, и отношения между ними строились на взаимном доверии, без чего невозможно стяжать смирение и послушание – начало всех других христианских добродетелей.
После революции Аносин Борисоглебский монастырь существовал еще десять лет, потом обитель была оформлена как трудовая артель, а в 1928 г. и вовсе расформирована. Монахини, большей частью расселились по соседним деревням и так же, как и раньше, собирались на молитву в родном храме. Практически все они были арестованы, отправились в ссылки или концлагеря. В 1992 году Святейший Патриарх Алексий II благословил взять обитель на восстановление, сперва – в качестве патриаршего подворья, а в 1999 году она получает статус самостоятельного ставропигиального монастыря.
Сейчас в распоряжении монастыря богатое хозяйство: 3 храма: Собор Святой Живоначальной Троицы, Церковь свт. Димитрия Ростовского, Храм вмч. Анастасии Узорешительницы, скотный и птичий двор, собственные поля, огороды, теплицы и сад, за которыми ухаживают как сами монахини, так и трудники с наемными рабочими.
Далее паломники отправились в расположенный неподалеку, всего 20 минут езды на машине, Воскресенский Новоиерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Новоиерусалимский монастырь является топографической и архитектурной иконой Святой Земли, расположенного в Палестине. Патриарх создал эту обитель для того, чтобы приблизить Иерусалим и его окрестности для обычного русского человека, у которого в XVII веке не было никакой возможности отправиться в столь дальнее паломничество.
Главный храм монастыря — Воскресенский собор, в котором изначально планировалось создать целых 365 приделов, чтобы служить божественную литургию каждый день в году, но в то время не было технических возможностей реализовать столь грандиозный замысел.
Внутри мы увидели прообразы знаковых мест для каждого христианина. Среди них Камень Помазания, на котором Иосиф Аримафейский и старец Никодим, тайные ученики Христа, готовили тело своего божественного Учителя к Погребению. Придел Разделения Риз, построенный в воспоминание о том, как римские легионеры кидали жребий о том, чтобы разделить между собой одежду Христа, отдаваемого на казнь. Придел Бичевания или Тернового Венца, в котором в Иерусалиме сохранилась часть колонны, у которой воины Понтия Пилата бичевали Спасителя. Придел мученика Лонгина Сотника, именно этот римский воин пронзил своим копьем тело Иисуса Христа и в момент, как из раны излились крова и вода, изменилась вся его жизнь, он уверовал в истинного Бога и был жестоко казнен. Подземный придел равноапостольных Константина и Елены: сын остановил гонения на христиан, а мать в весьма преклонном возрасте отправилась на Святую Землю и обнаружила главные христианские святыни, которые сейчас и составляют комплекс храма Гроба Господня. Конечно же, Голгофа – здесь расположен кипарисовый крест, точная копия Животворящего Креста Господня, который после разорения обители был осквернен большевиками и выброшен в гору строительного мусора, где пролежал десятилетия. Крест был обнаружен после восстановления монашеской жизни в обители и смог вернуться на свое законное место после длительной реставрации. В соборе расположена и могила патриарха Никона, сейчас под спудом пусто – большевики надругались над его останками, вынув их из гроба, и далее их следы теряются. И наконец, самое главное – Кувуклия, часовня над Гробом Господним, куда стремится попасть каждый православный христианин. Убранство Воскресенского собора было восстановлено лишь недавно, особый урон обители нанесли фашисты, пытавшиеся взорвать храм, чтобы окончательно разрушить память народную о своих корнях, над чем уже изрядно постарались большевики. Немецкие саперы заложили в стены 2 авиационные бомбы и подорвали их, отчего своды собора сложились, как карточный домик. Полномасштабные работы по восстановлению начались в 2008 году и было завершены лишь недавно.
На этом программа, запланированная на день, была завершена, и паломники возвратились в Москву.